На протяжении последних 5 лет российский рынок «Health and wellness» непрерывно растет (на 8,5% в год). Наиболее востребованными категориями ЗОЖ-продуктов являются функциональные продукты и продукты с «чистым составом». Самый популярный формат ЗОЖ-продукции – снеки, быстрый и полезный перекус.
Международные корпорации выпускают ЗОЖ аналоги популярных продуктов, растёт рынок продуктов на растительной основе. Потребители хотят знать больше не только о продукте, но и его производстве.
При максимальной растиражированности тренда на здоровый образ жизни доля подобных продуктов в структуре продаж многих категорий, в том числе молочной, ничтожна мала, продажи зачастую локализованы, в лучшем случае, в городах миллионниках.
Но наблюдая за более развитыми рынками Западной Европы и США, очевидно, что тренд на осознанное потребление все-таки будет расти, а следовательно, российским компаниям стоит обратить на него внимание.
Существует несколько простых и малозатратных способов соответствия запросам потребителя на правильное питание:
- Выносить информацию о пользе на упаковку: сколько в составе белка, какие витамины, какая калорийность, отсутствие сахара, подчеркивать натуральность
- Отражать тему здорового питания в дизайне упаковки через демонстрацию атрибутов правильного образа жизни: спортивных занятий, подсчета калорий, подтянутой формы и т.д
- Рассказывать потребителю об экологичности производства, возможностях переработки упаковки. Если это невозможно, давать скрытый посыл через реальную или вымышленную крафтовость упаковочных материалов. Социальная ответственность и этичность производителя становятся важным критерием при выборе продукта
Сегодня мы наблюдаем много ярких примеров, когда сети продвигают продуктовые линейки под эгидой ЗОЖ, не являющиеся таковыми в строгом смысле. Немалой части современных потребителей важно, не меняя привычного уклада жизни и системы питания, чувствовать себя причастными к модному и социально одобряемому курсу на вечные жизнь и молодость.
Подводя итоги, можно сказать, что современный молочный рынок готовит производителям множество вызовов, часть из них глобальные и связаны, в целом, с экономической ситуацией в стране и мире, а часть становятся логическим итогом развития общества.
Не все из них и не всегда кажутся серьезными и влияющими на положение на рынке. Тем не менее от того, насколько чуткой и своевременной будет реакция производителя на происходящие изменения, возникающие вызовы и устойчивые тренды, зависит какую долю рынка он достигнет в будущем и как надолго сохранит.