Рекомендация № 1
Не бросаться в крайности, а именно — не паниковать и зарывать голову в песок, с одной стороны, а с другой — не пытаться заработать сверхприбыли на ажиотаже.
За последний месяц среди производителей продуктов питания можно было встретить две полярные, но вместе с тем одинаково непродуктивные тактики. Первая под кодовым названием «мы в домике» характеризовалась приостановкой отгрузок и письмами о том, что компания берет паузу на пересчет цен, осознание ситуации и когда-то вернется с ответом. Иначе чем паникой такие действия у крупных и средних производителей объяснить нельзя. Никто не работает с колес, а складские запасы продукции и/или сырья и упаковки для производства позволяют поддерживать ритмичные и полноценные отгрузки в течение пары месяцев.
Вторая тактика крайностей заключалась в том, чтобы заработать по максимуму на ажиотаже, буквально «как в последний раз». Создавалась она искусственно придуманным дефицитом товаров, а для полноты картины сопровождалась объявлениями, что цена действует только в течение одного дня. Производители и дистрибьюторы, прибегнувшие к таким трюкам, действительно получили дополнительную прибыль, равно как и соответствующую репутацию в глазах своих покупателей. Как минимум подали четкий сигнал последним, что к следующему скорому и неминуемому виражу на рынке им следует найти других партнеров для сотрудничества.
Адекватной была и остается тактика «открытых карт», а именно готовность выполнять свои контрактные обязательства перед сетями и другими клиентами на новых условиях, обусловленных исключительно текущими обстоятельствами. Никогда еще не была настолько уместной демонстрация партнерам изменившейся структуры себестоимости, возросшей цены логистики, оповещения о возможных перебоях с упаковкой, ингредиентами. Равно как никогда еще не была настолько адекватной реакция сетевого ритейла и общепита, готовых рассматривать и принимать повышения цен вне установленного контрактами порядка, отказываться от штрафов за недопоставку и смотреть сквозь пальцы на некоторые экстренные и объективно необходимые изменения упаковки.