Сбалансированность ассортиментного портфеля
Означает, что каждая товарная группа производителя содержит оптимальное, а не избыточное или недостаточное количество SKU. Тем не менее многие компании впадают в одну из двух крайностей. Первая - излишне раздутый ассортимент и сопутствующие ему проблемы в виде перегруженного производства, роста затрат на него, каннибализма одних продуктов другими. Вторая крайность - излишняя оптимизация ассортимента. Что, в свою очередь, приводит к не- возможности развести ассортимент между клиента- ми, когда это настоятельно необходимо. Например, между «Тандером» и X5 во избежание битвы за самую низкую цену за счет производителя. В случае особо усердной оптимизации компании могут настолько урезать ассортиментный портфель, что он перестанет удовлетворять потребности клиентов, а иногда и целых каналов сбыта. Для современного производителя продуктов питания весьма опасно допускать любую из крайностей - высококонкурентная среда часто не дает возможности провести «работу над ошибками» при формировании ассортимента.
В качестве примера оценки сбалансированности ассортимента рассмотрим продуктовый портфель одного из лидеров мясоперерабатывающей отрасли РФ (рис. 1).
Структура реализации колбасных изделий одного из лидеров отрасли по продуктовым категориям существенно отличается от сложившейся в настоящее время в сетевом канале ЦФО/ПФО/ЮФО, что особенно ярко проявляется в следующих категориях:
• высокая доля категории «сосиски-сардельки-шпикачки» (ССШ) (42% против 33% по рынку);
• высокая доля категории копченые колбасы (29% против 19% по рынку);
• низкая доля категории вареные колбасы (18% против 25% по рынку);
• отсутствие востребованного предложения в категориях снеки (0,01%) и субпродуктовые колбасы (0,3%).
Ассортиментный портфель данного производителя можно охарактеризовать как несбалансированный по товарным группам, что выражается в высокой (63%) доли низкомаржинальных категорий (ССШ, вареные и субпродуктовые колбасы) и недостаточной доле высоко- маржинальных доходных продуктов - сырокопченые колбасы и снеки, деликатесы, совокупная доля которых составляет всего 8%.