Вызов шестой. Будущее наступило вчера: продажи молочных продуктов онлайн уже реальность
Из-за глобального локдауна и эпидемиологической ситуации в мире 2020 год стал для российской FMCG индустрии границей перехода к омниканальному покупательскому опыту. Кратный рост онлайн продаж продолжился и в 2021 году.
Так, за первые его 9 месяцев прирост продаж сервиса по доставке продуктов «Сбермаркета» составил составил больше 200%, онлайн-продажи ВкусВилла выросли на 342%, а X5 Group на 53%.
С уверенностью можно констатировать, что онлайн покупки стали повседневной реальностью российских потребителей и даже консервативно настроенные производители молочных продуктов уже не могут игнорировать новый канал сбыта. По оценкам экспертов исследовательской компании NTech, доля онлайн продаж на рынке молока и молочных продуктов по итогам 2021 года составила 5% и в 2022 году может пробить новый психологически значимый «потолок» в 6-7%.
В основной своей массе, не считая крупных федеральных игроков, производители молочных продуктов пока не адаптируют свою привычную коммерческую деятельность к новым онлайн реалиям, полагаясь на то, что потребитель склонен выбирать в новом канале привычный ассортимент знакомых брендов. Тем не менее, история развития онлайн продаж в non food категориях показывает, что онлайн ритейл по сравнению с офлайн дает шанс небольшим и нишевым игрокам – тем, кто готов выпускать интересные, нестандартные новинки; тем, кто знает особенности онлайн продаж и готов быстро перестраивать производственно-сбытовую политику, чутко реагируя на запросы современных потребителей.
Подводя итоги, можно сказать, что возникшие в 2021 году на молочном рынке сложности останутся актуальными и в 2022 году. Часть из них носят глобальный характер и характерны для всех или многих отраслей FMCG сектора. Это, как минимум, позволяет надеяться, что на рынках произойдут структурные изменения, облегчающие в какой-то степени борьбу с этими вызовами. Например, рост цен на все продукты питания станет соразмерен росту их себестоимости или к маркировке «Честным знаком» адаптируются все участники торговли и производства.
Но все же ключевым фактором успеха станут проактивные действия производителей. От того, насколько своевременными и достаточными они будут, зависит какую долю рынка тот или иной игрок достигнет в будущем, насколько устойчивым будет его положение и какой величины коммерческий успех его ждет.