Информацией о том, каким должен быть продуктовый портфель мясоперерабатывающего
предприятия в условиях нестабильного рынка «ПАРТНЕРУ» рассказала Альбина ИСКАКОВА,
коммерческий директор ГК «БЕЛАЯ ДОЛИНА», консультант в сфере маркетинга и продаж
продуктов питания.
Современный рынок колбасных изделий РФ представляет собой высококонкурентную
среду, отличительной особенностью которой является преобладающая доля крупных федеральных производителей.
Так, по данным исследовательской компании NTech на ТОП-10 компаний в сетевом ритейле по итогам I полугодия 2022г приходится 68,2 % объема продаж. Другой отличительной особенностью рынка колбасных изделий РФ на текущем этапе его развития является общее падение покупательской способности населения, что привело к отрицательной (–7,6 %) динамике объема продаж колбасных изделий по итогам первого полугодия 2022г к аналогичному периоду 2021 г. При этом за счёт инфляционных процессов и роста среднереализационной цены товарооборот в денежном выражении в сопоставимом периоде вырос на 8,2 % к уровню прошлого года. Однако, увеличение отпускных цен производителями не позволило им полностью компенсировать рост производственной себестоимости и коммерческих расходов, бОльшую часть которых они были вынуждены компенсировать за счёт собственной маржи.
Можно сказать, что рынок колбасных изделий РФ по итогам первого полугодия 2022г
характеризуется тремя основными приметами — снижение емкости рынка, усиление
консолидационных процессов и ухудшение рентабельности продаж. В подобных условиях наиболее сложно приходится средним и мелким региональным производителям за пределами ТОП-10. Отсутствие сильного бренда, обширной дистрибьюции и большого рекламного бюджета на продвижение не оставляет данным компаниям шанса значимо противостоять общей федерализации колбасного рынка и экспансии крупных игроков в регионы их присутствия.
Пожалуй, одним из немногих доступных и действительно действенных инструментов сохранить свою долю рынка для региональных игроков остается методичная и грамотная работа с ассортиментным портфелем. Правильно подобранный ассортимент мясоперерабатывающего предприятия позволяет оптимизировать производственные затраты, обеспечивает конкурентоспособные отпускные цены, которые одновременно позволяют увеличивать рентабельность продаж даже на тех рынках, где исторически сильны продажи «первой ценой», а также позволяют увеличивать количественную и качественную дистрибуцию. Ключевыми в оценке эффективности продуктового портфеля являются следующие параметры: