Прошедший 2022 год стал тяжелым испытанием для отечественной мясоперерабатывающей отрасли — резкий рост цен на сырьё вкупе со снижением покупательской способности населения заставили всех без исключения производителей колбасных изделий искать пути со хранения объема продаж и их маржинальности. Одним из простых и доступных инструментов получения конкурентноспособной цены является проведение даунсайзинга, при котором цена единицы либо остается неизменной, тем самым повышая маржинальность продаж, или уменьшается существенно меньше, чем происходит урезание граммажа продукта.
Даунсайзинг применяется производителями в следующих случаях:
- для получения лучшей полочной цены за потребительскую упаковку по срав нению с конкурентами;
- при проведении скрытого повышения цены (так как цена в расчете на кг при этом увеличивается);
- для дифференциации базового продукта при заведении его в конкурирующие сети (каждая сеть получает свою индивидуальную, эксклюзивную для данного товара, фасовку);
при необходимости оптимизации логистики продукта, либо полочного пространства в торговой точке. если весь рынок провел даунсайзинг прямых аналогов ранее, а оставшийся верным прежнему объему продукта
производитель вынужден продавать его по самой низкой цене за кг или постоянно участвовать в акции, чтобы хоть как‐то сократить падение продаж.
По итогам 2022 г. средний вес потребительской упаковки колбасных изделий и мясных деликатесов, реализуемых в сетевом канале (Modern trade), по данным исследовательской компании NTech, снизился на 3,1% относительно аналогичного периода 2021 г., с 452 г до 438 г.
Необходимо отметить, что указанный тренд практически полностью связан
с уменьшением граммажа упаковки, так как структура продаж колбасных изделий в 2022 г. не претерпела существенных изменений относительно прошлого года. В разрезе товарных групп
уменьшение потребительской упаковки в 2022 г. отмечается
по всем категориям, за исключением деликатесов и субпродуктовых изделий (рис. 1).