Уровень четвертый. Полноценная работа с данными
Сразу отмечу, что до этого уровня доходят единицы. Данные о продажах — свои и конкурентов по всем категориям и каналам сбыта — собираются, анализируются и интерпретируются на ежедневной основе. Более того, именно они являются основой для принятия коммерческих решений всеми сотрудниками — от линейных специалистов по маркетингу и продажам до топ-менеджеров профильных служб. Работа по аналитике больших массивов данных выделена в отдельный департамент и во избежание ангажированности его руководитель, как правило, подчиняется непосредственно генеральному директору или собственнику бизнеса.
Создание системы внутренней и внешней аналитики, ежедневно отвечающей на вопросы бизнеса в режиме реального времени, требует серьезных инвестиций в покупку данных и в ИТ-решения как в части их обработки и хранения, так и для поддержания удобного для всех пользователей интерфейса.
Несмотря на все временные сложности по внедрению полноценной системы аналитики, необходимую последовательность в ее поддержании, в том числе финансовую, коммерческая ценность владения ею многократно превышает затраты по ее созданию. Своевременное изменение цен, расчет оптимальной модели акционной активности, полноценное управление ассортиментным портфелем, понимание трендов, незанятых ниш, своих точек роста и причин падения продаж — вот далеко не полный перечень проектов, в каждом из которых полноценная работа с данными может себя окупить.
Вариантом для тех, кто уверен в ценности аналитики, но не уверен в своих силах по созданию системы работы с ней могут стать решения «под ключ». Клиент озвучивает партнеру — исследовательской компании — стоящие перед ним бизнес-задачи, а последняя с учетом глубоких профильных знаний и компетенций настраивает весь бизнес-процесс клиенту, советует правильный в данном случае софт, частоту покупки и обработки данных, разрезы и метрики, при помощи которых ответы на запросы бизнеса будут удовлетворены.
В завершении хотелось бы отметить, что своевременное получение актуальной информации позволяет не только эффективно управлять компанией, но зачастую является и самым главным конкурентным преимуществом на рынке. Не стоит экономить на него силы, время и деньги. Это тот случай, когда любого рода инвестиции обязательно окупятся.
Коммерческий директор ГК «Белая Долина», консультант в сфере маркетинга и продаж продуктов питания.